9 августа 2003 автор David Gritten
Шотландский актер Джерард
Батлер, исправившийся алкоголик, вызывает большой интерес в
Голливуде, сыграв роли Дракулы и гунна Аттилы, а также оскорбив Анджелину
Джоли, причем совершенно случайно. Что еще должен сделать человек, чтобы
его узнавали на родине?
Шотландский актер Джерард Батлер
проделал ловкий трюк: он очень востребован в Голливуде, его
приглашают на ведущие роли в широкоэкранных фильмах, но при этом, он
как будто особо и не старался сначала создать себе имя в Британии. В следующем
месяце он начнет сниматься в заглавной роли в значительнейшем кинопроекте
– долгожданной киноверсии мега-мюзикла Эндрю Ллойда Уэббера «Призрак
оперы». Вполне возможно, для Батлера это будет карьерный прорыв невероятного
масштаба. С тех пор, как «Призрак» был впервые поставлен на сцене в
1986 году, почти каждый из актеров ведущих ролей Голливуда стремился
сыграть эту роль. В течение нескольких лет предполагалось, что ее
получит Майкл Кроуфорд, первым сыгравший Призрака на сцене. Одно
время в фаворитах был Джон Траволта, потом пальма первенства перешла к
Антонио Бандерасу. Как ни странно, Роберт Редфорд однажды признался,
что лично предложил свою кандидатуру Ллойду Уэбберу (который ответил
изумленно: «Ты это серьезно?»). Однако, Призрака в маске будет
играть малоизвестный шотландец.
По правде, карьера Батлера одно
время только тихо тлела. Этим летом он играет в фильме «Лара Крофт,
расхитительница гробниц: колыбель жизни» в качестве возлюбленного
Лары Крофт – Анджелины Джоли, и в «В ловушке времени» – приключенческом боевике
по роману Майкла Крайтона. Но на этом дело не остановится: уже через несколько
дней после подписания контракта на «Лару Крофт» ему позвонила Джулия Робертс
и предложил сыграть с ней в ее новой романтической комедии «Улыбка Моны Лизы».
Однако, два фильма снимались в одно время, и Батлер, дико ругаясь про себя,
был вынужден завернуть ее.
За день до встречи с Батлером мне
позвонил товарищ по кино-бизнесу позвонил мне из Лос-Анджелеса. Я
упомянул Батлера и он сказал: «Ага, Джерри Батлер – я так понимаю,
его хорошо знают в Соединенном Королевстве, да?». На самом деле, как раз
наоборот. На следующий день я тоскливо звонил в звонок квартиры Батлера близ
Хэмпстед вилледж, а сам он мчался по улице, выскочив за пачкой сигарет. Сразу
становится ясно, почему он так эффектно выглядит на экране – ростом 6
футов 2 дюйма, он обладает сильными, правильными чертами, и в его
пластике ощущается нечто бунтарское, он двигается с непринужденной,
атлетической грацией. Но нельзя сказать, чтобы он был избалован
вниманием восхищенных поклонников: тридцатитрехлетний Батлер может
спокойно ходить по лондонским улицам, и у людей вокруг не возникнет ни малейших
подозрений насчет того, кто он такой. «Это точно, – соглашается он, – я,
наверно, наименее узнаваем из всех успешных актеров». Он запинается, задумавшись,
не слишком ли самонадеянно это звучит, но не поправляет себя. «Я думаю,
это происходит отчасти потому, что я по-разному выгляжу в своих фильмах»,
– говорит он наконец.
Это, конечно, повлияло, но также и то,
что фильмы, в которых он снимался до сих пор, были неудачными.
Недавно он сыграл заглавные роли в «Аттиле, завоевателе», минисериале
с больших бюджетом для американского телевидения, а также в «Дракула
2001» Уэса Крейвена. Но «Аттилу» здесь даже не показывали, а «Дракуле 2001»
пришлось поменять название (в оригинале он назывался «Дракула 2000»), когда
он наконец-то дополз до британских кинотеатров. Публика также не
рвалась и на «Власть огня», фильм прошлого года о драконах, где
Батлер играл товарища Кристиана Бейла.
Однако, фильмы этого
лета «Расхитительница гробниц» и «В ловушке времени» сильно поднимут
его ставки, а «Призрак оперы» неизбежно сделает его знаменитостью,
когда выйдет в следующем году. Пока же он заработал в киноиндустрии
репутацию машины без тормозов, человека на удивление несдержанного.
Обсуждая в этом году «Расхитительницу гробниц» с журналом «Harpers
& Queens», он сделал очень легкомысленное замечание по поводу игры обладательницу
Оскара Джоли. Его замечание было встречено, мягко говоря, прохладно, и
журналу потом пришлось печатать опровержение, чтобы «прояснить», что
ляп Батлера о Джоли был шуткой. Возможно, однако, этот урок пошел ему
на пользу; когда я разговаривал с ним на последней неделе съемок
«Расхитительницы гробниц», эта буря как раз разразилась, и его
замечания по поводу Джоли уже стали более взвешенными.
«С
Анджелиной работать легко, – говорит он. – Она не играет в игры. Она
умная девушка, которая вкладывает в свою работу невероятный объем
энергии». Он усмехается. «А еще она очень пунктуальна и большой
профессионал, не то что я. Во время съемок мне все время стучали в
дверь (трейлера) с криками: «Ну же, Джерри, ты же не можешь опять
прийти на площадку после Анджелины!» Она держится сама в себе. Мы не
стали большими друзьями». Батлер может заявить, что журналист был
виноват в том, что не понял тогда шутки. Однако, у него есть привычка
распускать язык и он очень любит поговорить о себе.
Даже совсем
не будучи известным, Батлер предчувствовал, что в жизни знаменитости
есть две стороны. «Когда я только начинал играть, я хотел быть знаменитым,
– говорит он. – Теперь я играю хорошие роли, никто не знает, кто я, и
это меня не волнует. Я работал с известными людьми, и видел, через
какое дерьмо им приходится проходить. Сам я не знал славы, но я
достаточно на нее насмотрелся, и понимаю, что не так уж это весело».
Разумное
замечание, учитывая, что ему не так уж долго пришлось размышлять на эту
тему. Всего три года назад Батлер вылетел в Лос-Анджелес в поисках
ролей в фильмах. И всего через две недели после того, как его самолет
приземлился в Америке, он получил роль Аттилы – он называет это
«началом мечты», а вскоре после этого – роль Дракулы. USA Network,
выпустившая «Аттилу» предприняла необычный шаг и выпустила премьеру в
кинотеатре multiplex (видимо, смысл в том, что там показывают по
несколько фильмов подряд? – Т.). «По всему городу висели афиши, на
который был я в роли Аттилы с мечом в руке. Это была моя первая главная
роль. На премьере глава USA (компании, не страны! – Т.) встал и сказал: «Нам
нравится этот Джерард Батлер, мы чувствуем, что открыли его, и если вам понравится
то, что вы увидите, вы можете потом подняться наверх и посмотреть его
в «Дракуле 2000». А я и года не провел в Лос-Анджелесе к этому
моменту».
Учитывая, как часто Батлер получает роли безо всякого
шума, он явно хорошо проходит пробы. «Ребята в USA сказали: «Нам
нравится этот парень, но кто он?» То же сказали продюсеры «Дракулы
2000». А потом настало время «Расхитительницы гробниц» и в
«Парамаунт» сказали: «Нам нравится этот парень, мы пригласим его на
роль». Услышать такое от студии – как-то придает уверенности в себе».
В
таком случае, можно себе представить, что он почувствовал, когда узнал,
что получил роль Призрака. «Я должен был спеть для Эндрю Ллойда
Уэббера, а потом опять для музыкального режиссера, – вспоминает он. –
Я могу петь, но я не профессиональный певец». Однако, Джоэл Шумахер,
режиссер фильма, явно больше Батлера самого верит в его способности.
«Джерард – хороший актер с удивительным голосом, у него есть
потрясающая страсть, необходимая для роли», – отмечает он.
Но
ведь Шумахер давно уже известен как открыватель неизвестных талантов – с 1985
года, когда он превратил в звезд Деми Мур и Роба Лоу с «Огнем Святого Эльма»
до недавней «Tigerland», ставшей важной ступенькой в карьере
ирландского актера Колина Фаррелла. Приглашение от Шумахера на роль
Призрака – все равно что штамп «одобряю» в масштабах всей
киноиндустрии.
Это также подтверждает правильный выбор Батлером
профессии после долгих лет дрейфа без цели. Родившись в Глазго, он
рос в Монреале, потом вернулся в Пейсли. Его родители разошлись,
когда он был совсем малышом, и он до 16 лет не видел отца. С
подросткового возраста он проявлял стремление стать актером (в 12 лет
он играл в постановке «Оливер!» Королевского театра Глазго и работал в Шотландском
театре юного зрителя), но его отговорили. Он изучал право в Университете
Глазго и стал президентом тамошнего правового общества. Примерно тогда
у него начались неприятности, связанные, в основном, с выпивкой и наркотиками.
«Я стал слишком много пить, я был просто бездельником, – говорит он.
– Мы с другом, который теперь стал успешным юристом, болтались по
клубам в Глазго. Гуляли каждую ночь, а жили в кошмарной студенческой
квартире, похожей на нору».
Продравшись сквозь выпускные
экзамены, он на год уехал в Америку. «И вот тут это буйство, которое
было частью меня, проявилось вовсю. У меня были сплошные неприятности.
Я попадал из одного столкновения с полицией в другое, не то, чтобы я
нарушал закон или делал что-то плохое, я просто вел себя, как сумасшедший.
Я четыре раза просыпался в полицейском участке, меня забирали обычно
за пьянство и хулиганство. Но даже тогда я думал только: «А это
круто!». Я был вроде Джима Моррисона – длинные кудри, высокие
ботинки, драные джинсы и узкая кожаная куртка».
Он со всеми
подробностями пересказывает некоторые из своих американских эскапад.
Достоверность некоторых вызывает сомнения при ближайшем рассмотрении. Например,
он говорит: «Я был скован с восемью неграми и мексиканцем» – так и представляешь
себе, заключенных, разбивающих камни в полуденный зной. На самом деле
его ненадолго сковали с другими заключенными в камере. Тем не менее,
это был тяжелый период, и ситуация только ухудшилась, когда он
вернулся в Шотландию продолжать обучение праву.
«У меня были
тяжелые времена после двадцати лет. Я вел себя, как сумасшедший, но
это только показывало мою неуверенность в себе. Я просто делал не то,
чего хотел от жизни. Я перешел от состояния шестнадцатилетнего
подростка, так и рвавшегося вцепиться в жизнь, к состоянию
двадцатидвухлетнего парня, которому было бы плевать, если бы он умер
во сне».
Престижная эдинбургская юридическая фирма, где он
проходил практику, вышвырнула его за пару недель до получения
квалификации; семь лет изучения права были потрачены впустую. Он
отправился в Лондон и пять месяцев занимался «всякой ерундой»,
телемаркетом, рекламировал игрушки на ярмарках, зазывал людей на работу
в бойлерные».
Прорыв произошел, когда он помогал старому другу
по Шотландскому театру юного зрителя, теперь занимавшемуся кастингом.
В кафе в Сохо они поболтали с великим актером-режиссером-драматургом
Стивеном Беркоффом, который вернул Батлеру смысл жизни. «Он спросил:
«Вы актер, или как?», а я ответил: «Нет, но хотел бы им быть». Беркофф
дал ему роль в постановке «Кориолана», и Батлер начал театральную карьеру
в Лондоне, сыграв даже ведущую роль Рентона в выездной постановке «Trainspotting».
В 1997 году он сыграл свою первую роль в кино – младшего брата Билли
Коннолли в «Миссис Браун». Затем последовали другие маленькие роли, выстлав
ему путь к второму – на этот раз успешному – налету на Америку.
Батлер
оставил позади свое бурное прошлое: «Я стал более зрелым,
консервативным и спокойным. Я не пил и не баловался наркотиками пять с
половиной лет. Я сильно изменил свою жизнь. У меня большие планы. Я
позаботился об этом».
Он живет один в своей холостяцкой берлоге,
с темной, мужественной мебелью, огромным плоским экраном телевизора,
обеденным столом баронских пропорций и большим плакатом Чарлтона
Хестона в роли Бен Гура на стене. Но он попытался завязать отношения с
девушкой, не имеющей отношения к кино. «Она милая, она прекрасная.
Но больше я ничего не хочу говорить. У меня обычно не очень-то складываются
отношения».
И постоянные разъезды тут отнюдь не помогают.
Сейчас Батлер в Сент-Луисе снимается в «Игре их жизни» о шокирующей
победе футбольной команды США над Англией на Мировом Кубке 1950 года;
он играет вратаря, Фрэнка Борги. Оттуда он перейдет прямо на съемки
«Призрака», о котором он говорит: «Этот персонаж разрывает мне
сердце. Я думаю, он представляет страхи, которые мучают многих из нас:
страх одиночества и невозможности получить то, на что мы имеем полное право
– дружбу, любовь, жизнь. Я думаю, глубоко внутри нас всегда таится
страх, что вдруг окружающие отвергнут нас».
Он почувствовал,
что получил второй шанс в жизни, и вцепился в него. «Чем больше я
погружаюсь в магию актерства и чем меньше хожу и говорю: «Ну не чудо ли
это? Разве это не исполнение мечты?», тем лучше я работаю. Теперь я
понимаю – это моя работа. Это то, что я делаю. И теперь я работаю с
большей отдачей».
Если он готов следовать собственным советам,
ему будет сопутствовать успех. А что до узнавания на улицах, с этим
придется еще подождать – Призрак, как вы помните, носит маску.
Перевод
Targhis
|